Загрузка...
Войдите в систему или зарегистрируйтесь. Забыли пароль?
Ваш гостевой номер:

Ваша корзина пуста.
  «Энергия Жизни» — Статьи

Лечение музыкой: душа спасает тело

Источник: Журнал «Домашняя аптека»
Для жителей Нью-Йорка: центр «Гармония»
Обзор подготовили: Ирина РЕЙДЕС и Галина ЕНЦОВА.

Музыка лечит наши болезни, и она же толкает людей на самоубийство.
Музыка может вызвать тошноту, ввергнуть в коматозное состояние или заставить паниковать.
Музыка может погрузить человека в бездну страсти.
«Одной любви лишь уступает музыка, но и любовь — это тоже музыка…»
Так что же на самом деле творит музыка с нашей душой?

Библейские гусли увеличили надои
От мажорных мелодий мимоза и петуния растут много быстрее и даже расцветают на две недели раньше. Под микроскопом отчетливо видно, что протоплазма растительных клеток ускоряет движение под воздействием музыки. Коровы дают больше молока, слушая классику. Даже собаки неравнодушны к музыке. Например, у пинчеров в зависимости от мелодии кровяное давление может меняться на 70 миллиметров ртутного столба.
Целебные свойства музыки были известны издавна. Еще в Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей.
В Библии сказано, что король Саул, которого мучил злой дух, позвал Давида, искусно игравшего на гуслях: «Давид, взяв гусли, играл, отраднее и лучше становилось Саулу». Также в Библии сказано, что пение и игра пастухов положительно влияют на рост стада.
Американские индейцы племени Оджибва верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли, и исцеляли, сидя около больного и напевая песни под аккомпанемент тыквенных трещоток. А в племени Виннебаго могли лечить раны, всего лишь распевая свои песни. Барабан и трещотки использовались для повышения целебной силы растений и для прямого лечебного воздействия. У греков музыка также считалась целительной. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодаря мелодичным песням.
Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но «очищали» человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи.
Древние китайцы считали, что музыка избавляет от тех недугов, которые неподвластны врачам. В последние десятилетия интерес к музыкальной терапии возобновился. На Западе музыку применяют в трех направлениях: как средство облегчения болей, для коллективного лечения в больницах, особенно в психиатрических клиниках и в качестве трудотерапии.

Магия лечит или калечит
Доктор Гордон Шоу так объясняет влияние музыки на здоровье. Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздор овление. Негармоничная музыка может с помощью электромагнитных волн изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной его остановки. Как же на нас влияют основные составляющие музыки: ритм, мелодия, гармония и тембр?

Ритм. Это изначальный и фундаментальный элемент музыки. Музыка примитивных общин состоит единственно из ритма. Именно его называют «сердцем музыки». Ритм оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека — и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха, не говоря уже о более тонких ритмах на уровне клеток и молекул. Психологическое состояние личности тоже имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости и прочее. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Не потому ли они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать… Есть определенные действия, в которых ритм тела, эмоций и музыки взаимопроникают и сливаются в единое целое. Это происходит в танце, который можно назвать живой музыкой, идущей из самой души человека. Недавно медики выяснили, что шаманы ритмичными ударами в бубен действуют на психику больного, возбуждая глубинные структуры его мозга. Американскому этнографу Майклу Гарнеру, впервые овладевшему шаманскими «методиками», даже удалось с их помощью излечить своего друга от алкоголизма. Известно, что при постоянном пьянстве эндогенный этанол — природный алкоголь, вырабатываемый в небольших количествах в организме, постепенно исчезает, и, чтобы восполнить его потерю, алкоголику требуется ежедневно принимать дозу у ближайшего ларька. Гарнер обнаружил, что ритмы бубна повышают уровень природного этанола, а психическое состояние приходит в норму.

Мелодия. Комбинация ритмов, тонов и ударений рождают каждый раз неповторимую мелодию. Она воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Мелодия пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

Гармония. Мелодия образуется последовательностью звуков. Гармония же производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку.

Тембр. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию, целые стадионы…

По лезвию музыки…
Пусть это вас не удивляет и не шокирует. Но музыка может как созидать, так и разрушать. Лечебная сила музыки никоим образом не связана с ее эстетической ценностью. Есть «плохая» с точки зрения искусства, но безвредная музыка. А есть музыка великих композиторов, которая может оказаться вредной для здоровья. Вредные эффекты, которые музыка оказывает на тело и ум, зависят от различных факторов. Наиболее важные из них: природа или качество музыки; объем прослушанной музыки; комбинация и последовательность различных видов музыки; психофизические особенности каждого слушателя — то особое эмоциональное состояние, в котором вы пребываете во время прослушивания.
Таким образом, музыкальное произведение, выводящее из душевного равновесия одного человека, может слабо повлиять на другого. Например, на чувствительного человека, чьи страсти сильны и слабо контролируются, воздействие музыки будет иным, чем на человека интеллектуального типа, эмоционально холодного и неотзывчивого. Для любящего человека эротическая музыка более разрушительная и возбуждающая, чем для тех людей, у кого страсть дремлет или вовсе сгорела уже в душе дотла. В некоторых случаях, когда слушатели чрезвычайно чувствительны, музыка может стать причиной серьезных неприятностей.

Смертельный рок
В Японии провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих матерей. Одни мамы слушали классику, другие — поп-музыку. В первой группе количество молока у мамаш увеличилось на 20 процентов, а у поклонниц современных ритмов — уменьшилось наполовину. Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью и «бешенностью» своих ритмов. Она олицетворяет собой современный ум и его состояние стресса и напряжения, сочетает перевозбуждение с угнетающим влиянием. Это вредно отражается на психике.
К тому же рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые «слышат» все наши органы, и способна разрушать мозг по принципу известного «25-го кадра», когда зритель смотрит фильм, в который вмонтирован лишний невидимый глазу кадр с рекламным лозунгом. Экспериментами установлено, что если бой барабанов типа «там-там» превышает 100 децибелов, то слушатели впадают в обморочное состояние. Рок-музыка способна подтолкнуть человека на крайний шаг. До сих пор не выяснены истинные мотивы самоубийств солиста группы «Лесоповал», гитариста группы «Черный кофе», технического сотрудника группы «Технология», гитариста группы «Алиса».
Психолог Азаров «прогнал» через компьютер все сочинения этих коллективов и обнаружил, что в их музыке часто повторялось одно роковое сочетание нот, ведущее к самоуничтожению. Психолог утверждает, что это и есть тот «звуковой яд», который способен довести человека до сумасшествия. Впрочем, рок-музыка в стиле Элвиса Пресли, «Роллинг Стоунз» или Майкла Джексона в небольших количествах способна снять нервное и мышечное напряжение, нейтрализовать воздействие других громких, неприятных звуков.

КЛАССИКА ГУБИТ ЛЮДЕЙ?
Некоторые музыковеды считают, что классическая музыка тоже может вредно воздействовать на здоровье слушателей. И таких произведений хоть отбавляй.

НИЗШИЕ ИНСТИНКТЫ. Есть музыка, взывающая к низшим страстям, которые возбуждаются ее сладострастным очарованием. К таким произведениям, имеющим художественную ценность, относят «Венисбергскую сцену» Вагнера и некоторые сочинения Рихарда Штрауса. Относительно последней Франк Хокерс, президент Королевского музыкального общества, говорил: «Из разлагающегося гнойника вырастает экзотическая зловещая очаровывающая красота. Примером такого очарования является музыка Штрауса, начиная с „Танца шести покрывал“ и до конца: эта музыка ослепляет, соблазняет, вызывает отвращение и выражает оранжерейную красоту дьявольской, зловещей мертвенно бледной плесени, вырастающей на навозной куче».

УНЫНИЕ. Вторая группа состоит из произведений очень меланхоличных и унылых. Они «заражают» апатичностью и слабостью, горем и печалью, страданием и отчаянием. Такая музыка может иметь большую художественную ценность. Она приносит облегчение самому композитору, являясь средством духовного очищения. Но она действует как психологический яд на слушателя, который позволяет, чтобы ее угнетающее влияние проникало в него. К этой категории принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны, в которых его несчастная душа дала выход своей горькой меланхолии, своей слабости и ностальгии. Они внесли свой вклад в культивирование томления, болезненной сентиментальности, которая причиняла страдания молодым женщинам романтического периода прошлого века.

МУЗЫКА РАДОСТИ
Музыка способна погрузить нас в пучину самых разных чувств и переживаний. Даже для людей практичных, рациональных, с неразвитым или подавленным эмоциональным восприятием музыка может стать магическим прикосновением, пробуждающим и согревающим очерствевшее сердце. Веселая, искрящаяся музыка действует как истинное противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и даже ненависти. Она ободряет и радует, разглаживая морщины и смягчая улыбку. Подобное воздействие оказывают многие произведения Гайдна, Моцарта и Россини.

МУЗЫКА ВДОХНОВЕНИЯ
Музыка может ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность и поддерживать художественное и творческое вдохновение. Многие писатели и поэты рассказывали, что задумали свои произведения или в момент прослушивания музыки, или же сразу после этого. Так вдохновляют сочинения великого композитора, который, пережив периоды сильного стресса и напряжения, сумел подняться над личной болью. Он черпал из нее вдохновение, выражая силу, радость и веру, воздавая хвалу великодушию жизни. Речь идет о Бетховене. Бури и чередования, первых частей его сонат заканчиваются спокойствием и триумфом в конце.

МУЗЫКА ДУШИ
Религиозная музыка дарит чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие. Она анальгетик в мире звуков и помогает справляться с болью, облегчая ее. Она поднимает нас над уровнем повседневного сознания в те высшие сферы, где царствует свет, любовь и радость. Музыка Баха не только поднимает глубочайшие религиозные чувства, но оказывает более глубокое влияние. Она вызывает в воображении религиозные символы, особенно символ храма, гармоничные пропорции которого напоминают беспредельность Вселенной. Подобное действие имеют также оратории Генделя.
Среди композиторов более позднего времени можно выделить троих, все они очень разные, но их музыка имеет одинаковую духовную силу.
Чезар Франк, чистой и благородной душе которого удалось дать адекватное музыкальное выражение в «Евангелистических блаженствах».
Рихард Вагнер, который в «Лоенгрине» и «Персифале» магическим звуком вызывает нисхождение ангельского воинства с небес на землю, чувство духовной любви и сострадание. Александр Скрябин, который посредством смелых комбинаций звуков пытается поднять сознание на высоты восторженного блаженства и экстаза.

МУЗЫКА ГАРМОНИИ
Музыка бывает полезна в конфликтных ситуациях. Она вполне может сгладить «острые углы», осадить агрессивность и таким образом наметить первые шаги к пониманию. Психологи любят приводить такой пример. Супруги, оказавшиеся на грани развода, яростно о чем-то спорили на кухне. И вдруг младшая дочь заиграла в гостиной на пианино. Это был Гайдн — такой внезапный и пронзительный… Отец и мать, словно очнувшиеся от кошмарного гипноза, молчали несколько минут. Совсем другие чувства наполняли их в этот момент…

ОТ МОЦАРТА ДАЖЕ ВОДКА СТАНОВИТСЯ КРЕПЧЕ
Однако самая необыкновенная музыка — у Моцарта: не быстрая и не медленные, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали — «эффект Моцарта». Популярный актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел… французским и к тому же заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум… слушать Моцарта! «Волшебная флейта» и в самом деле может творить чудеса — через несколько месяцев Депардье говорил, как пел.
В прошлом веке в монастыре Бриттани монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. Самая лучшая рисовая водка-сакэ получается именно из дрожжей, «прослушавших» Моцарта. В Канаде струнные квартеры играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий.

ИСЦЕЛЯЮЩАЯ МУЗЫКА
Музыка действительно может быть могучим терапевтическим средством. Ее воздействие может быть удивительно успокаивающим и освежающим. Поставьте кассету с инструментальной музыкой. Вы на нее обрушиваете свою усталость, она вам — расслабление, вы — злость, она — умиротворение, вы — проблемы, она — их решение, вы — отрицательные эмоции, она — покой.
Гармоничная музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.
Инструментальные композиции «не напрягают» пустыми текстами. Они — фон, мягкий, ненавязчивый, уютный. Это музыка, чтобы отвлечься, вспомнить, помечтать. Она успокоит, расслабит, либо, наоборот, взбодрит и наполнит энергией — в ней есть все. Надо лишь услышать. Многие величественные адажио, колыбельные и баркароллы своим мягким очарованием успокаивают лучше, чем любой химический препарат.
В Клинике Чикагского университета экспериментально убедились, насколько полезна оказалась музыка для пациентов, которым предстояло лечь на операцию. Причем музыка оказалась хороша в качестве анестезии в применении к брюшной хирургии, а также в качестве успокоительного средства для пациентов с язвой пищеварительного тракта. Особенно музыка благотворно действует на очень больных и старых людей. Для облегчения или ускорения анестезии музыку используют и стоматологи. В таких случаях выбор подходящей музыки сравнительно прост: требуется только, чтобы она была приятной, медленной и успокаивающей.

КОНЦЕРТ ДЛЯ ПОЧЕК С ОРКЕСТРОМ
Доктор достает бланк и выписывает рецепт. В нем одно слово: «Моцарт». Фантастика? Нет, уже реальность.
С 1993 года музыкотерапия стала одним из самых популярных способов лечения в США. Так доктор Шульман излечивает пациентов, предлагая им прослушать аудиокассету со звуками различных внутренних органов человека: сердца, легких, желудка, кишечника. По его мн ению, больной организм, «послушав» гармоничные звуки здоровых органов, самостоятельно начнет выздоравливать.
В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы. Подобные музыкальные сборники издаются и в Японии.
Пять аудиокассет профессора психологии Кина Дичвайльда помогают справиться со стрессом, гасят раздражение и возбуждают творческую энергию.
Шесть кассет докторов Лера и Макклаулина позволяют достигнуть пика интеллектуальной формы за счет балансировки правого и левого полушарий головного мозга.
Американские диетологи и наркологи начали поставлять на рынок аудиокассеты для сбрасывания веса, против табакокурения и алкоголизма. В Институте звукотерапии (штат Аризона, США) музыкой даже отращивают волосы у облысевших.
В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.

МУЗЫКА В ИСПОЛНЕНИИ ПАЦИЕНТОВ
Это наиболее полезный вид музыкальной терапии, поскольку комбинирует несколько желаемых результатов: открывает прямой и легкий выход скованным эмоциям, возрождает лучшие чувства и пробуждает сознание. Еще большую лечебную силу имеет музыка, сочиненная самим пациентом. Но такая терапия, увы, доступна не всем — тут талант нужен…

КОЛЛЕКТИВ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ
Коллективное прослушивание бывает двух типов: рецептивное и активное. Относительно первого было установлено, что беспорядочное слушание различной музыки по тому же радио оказывает положительный эффект. В Центральной больнице Милана, например, больным выдали наушники для прослушивания радио — результаты получились блестящими. Инвалиды стали настолько более спокойными, что уход за ними был заметно сокращен. Другое полезное средство — обучение пациентов совместному пению в хорах. Широко применяется музыка в больницах, особенно в палатах для военных и психиатрических пациентов в США.

ТЮРЬМА НЕ БАШНЯ МОЛЧАНИЯ
Музыкотерапию впервые применили в психиатрической больнице для душевнобольных преступников в Монтелупо, Италия в конце 70-х годов. Капеллан и органист, утверждали потом, что худшим наказанием дня заключенных было исключение из участия в музыкальном представлении. Преступников во многих случаях действительно следует рассматривать как больных, невротических или психопатических индивидуумов. Многих из них следует лечить с помощью психотерапии и образования.

МОЖНО ЛИ ЛЕЧИТЬ ТИШИНОЙ?
По восприятию музыки люди делятся на зависимых и чувствительных. Для первых музыкальный фон необходим как акустический наркотик. Он повышает в крови адреналин, и у человека исчезают чувства тоски, одиночества и страха. Для вторых людей музыка неприятна: они предпочитают тишину. Но абсолютная тишина еще более разрушительна для человека, чем рок-музыка. Если человека искусственно «погрузить» в абсолютную тишину, то он больше 40 часов не выдержит. В шумоизоляции теряется чувство реальности, истощается нервная система, возникают галлюцинации, уменьшается пульс. Недаром, видимо, в средние века в монастырях громким пением и игрой на музыкальных инструментах спасались от искушений дьявола.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАНАЦЕЯ
Есть один тип музыки, который можно безопасно использовать с блестящими результатами во всех случаях, независимо от трудностей и возраста пациента. Это детская и народная музыка. Она как бы вызывает из глубин памяти комплекс матери-ребенка и таким образом предлагает временную безопасность и неприкосновенность убежища. Такую музыку следует использовать предпочтительно в начале терапевтического применения, или в качестве прелюдии к другим специфическим произведениям.

«Я СЛУШАЛ МУЗЫКУ ВО ЧРЕВЕ МАТЕРИ…»
В Америке доктор Логан изобрел бандажи для беременных с вмонтированными в них мини-стереоколонками, которые будущие мамы должны надевать на живот. Пояс соединен с плейером, на котором надо прослушивать специальную музыку на 60 аудиокассетах.
Сегодня родилось уже 1 200 детей, слушавших музыку в состоянии эмбрионов. Все малыши после рождения прошли стандартные тесты (язык, общение, моторика) с показателем в среднем в 4 раза лучше, чем у детей, не слушавших кассеты доктора. Впрочем, многие медэксперты в США активно возражают против метода Логана и утверждают, что зародыши, реагируя на музыку, становятся беспокойными.
В Институте развития человеческих возможностей в Филадельфии, который называют «фермой для супердетей», врачи стимулируют развитие мозга у плодов с помощью цвета и звука. За реакциями плода наблюдают с помощью сложнейших ультразвуковых и эхографических ус тановок. Например, было выяснено, что гитара Джимми Хендрикса и произведения «Дип Перпл» раздражают и нервируют плод. Зато классика пробуждает живой интерес, и эмбрионы, как к магниту, тянутся к источнику звука.
Такое же удовольствие им доставляет и голос матери. Медики прикрепляют к животам беременных небольшие слуховые трубки, чтобы можно было через мегафон говорить с ребенком, до которого доходят, конечно, не слова, а тон — мелодичный и успокаивающий. В результате после родов «экспериментальные груднички» лучше развиваются физически: у них гуще растут волосы, ногти становятся более твердыми, быстрее появляются молочные зубы.
Почти 15 лет в Москве, при врачебно-физкультурном диспансере N4, профилактикой и лечением детской астмы занимается врач-педиатр Михаил Лазарев. Он делает то, что категорически запрещали до него специалисты, — заставляет детей заниматься спортом, активно двигаться, бегать и играть на свежем воздухе, ходить в баню.
Но главное, астму он лечит… музыкой, пением и игрой на духовых инструментах. Так у малышей снимается страх перед дыханием. Они до того увлекаются игрой, что начинают смело вдыхать и выдыхать. «Лечение астмы, — говорит Михаил Лазарев, — если есть хоть какая-то потенциальная опасность ее возникновения, следует проводить еще до рождения. В утробе матери. Музыкой. Петь должна, естественно, мама. Это еще и дыхательная гимнастика — вентиляция легких. Звуки, долетая извне до младенца, стимулируют его правильную двигательную активность. Он как бы танцует. Шевелится в такт мелодии. В результате нормализуется весь обмен веществ, сводится к минимуму риск заболевания». Многолетние наблюдения академика педагогических наук Михаила Лазарева показали: эмбрион обладает памятью. Его можно даже приучить к режиму дня. Более того практика академика Лазарева показывает: если в строго фиксированное время, например, перед тем как н ачать есть, женщина поет или слушает музыку, а потом однажды вдруг забывает это сделать, малыш становится беспокойным. Вертится, толкается. Словно просит — где песенка?
Он требует не еды, а музыки. Успокаивается не тогда, когда мама начинает есть, а тогда, когда звучит мелодия. И не какая угодно, а именно привычная. Так что поле музыкальной терапии действительно огромно, и плоды, которые она может принести, значительны и драгоценны.

КАК ЛЕЧИТЬСЯ МУЗЫКОЙ?
Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них:

  • Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения, или иметь его перед глазами при исполнении, чтобы не мешали напряженные попытки уловить слова, которые не всегда четко произносятся или заглушаются оркестром.
  • Расслабьтесь — это поможет вам «открыть двери бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.
  • Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
  • Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
  • После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
  • Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.
  • Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Иногда необходимо, чтобы принципы, кажущиеся очевидными, были ограничены и даже игнорированы.

Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто.
Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.

Книга Бориса Скачко «Что делать если у вас есть печень»

Найдите нас на карте
Курc: 1 у.е. = 7.00 грн (Украина)
Developed by MoRtiy